Причина чаще всего не в том, что вам встретился манипулятор, хотя и такое бывает, но довольно редко. А в том, как человек понимает отношения между людьми, какая у него бессознательная модель общественных отношений. Вежливость это: может быть и лицемерие.
Можно выделить два таких способа, которые мы обозначим “взрослый” и “детский”.
“Взрослый” способ
основан на понимании того, как устроено общество – как поле взаимообмена между индивидами. Мы обмениваемся услугами и ресурсами. И в рамках этого обмена мы можем играть свою социальную роль, только если есть дополняющие роли.
Например, если к врачу приходит пациент, и ведет себя не как пациент, а как судья или попрошайка. То выполнение роли врача будет затруднено или сорвано. Если преподаватель целью своей работы видит не преподавание, а, например, самопиар. Вспомним Златопуста Локонса, студенты будут в недоумении. И так далее.
И вежливость играет очень важную роль в общественной жизни. Ведя себя в соответствии с ее нормами, мы делаем это взаимодействие возможным. А его атмосферу – спокойной, предсказуемой. Вежливость – это что-то вроде входного билета в мир социальных взаимодействий.
Вежливость это: носители “детского” взгляда на мир
не могут понять роль вежливости. Потому что в их бессознательном отсутствует представление о том, как устроено общество. Но это их взгляд — детский. Ребенок в обществе не живет, ребенок живет в семье.
И его позиция в семье такова, что он получает, но не должен отдавать. А сколько он может получить желаемого, ребенок определяет по эмоциональному отношению родителей в ситуации взаимодействия.
“Мама у меня добрая, отпустит ночевать к другу”; “папа сейчас не в настроении, не время просить новый телефон”, и так далее. То есть для носителя детской психики демонстрация расположения к нему – улыбка. Вежливое обращение – это знак того, что он получит то, что хочет.
Но как мы понимаем,
в социальной жизни вежливость не сопряжена с симпатией и расположением к партнеру по взаимодействию. Хотя бы потому, что мы часто не знаем этих людей. Мы имеем дело только с социальными ролями.
Врач видит своего пациента впервые, и узнает, как его зовут, потому что прочитал заголовок карточки. Его внимательный взгляд и вежливое “Что вас беспокоит?” – не обещание вылечить немедленно и навсегда (о чем мечтает пациент).
А лишь демонстрация того, что он действительно врач, и готов общаться с пациентом. Носитель взрослой психики расценивает вежливость как повод к ответной вежливости. То есть подхватывает заданный социальный контекст, как актер подхватывает на сцене реплику коллеги.
Бывает, что в психике человека преобладают детские паттерны восприятия. И это не зависит от фактического возраста. Тут он предвкушает, что сейчас он получит то, что хочет.
Он смотрит на партнера по социальному взаимодействию как на волшебника, который может сделать все. И в том числе угадывает сокровенные желания. И конечно, его ожидания скорее всего не оправдаются.
Говоря психологическим языком, он будет фрустрирован, а реакция на фрустрацию – агрессия. Направленная либо против партнера, либо против себя самого. “А я-то, дурак, поверил этим мошенникам… А им только деньги нужны”.
Почему в бессознательном некоторых людей преобладает «детский» взгляд на общественные отношения?
Это определяется индивидуальным развитием психики. Путь психического развития каждого человека – это сложный и непредсказуемый путь. Тяжелые переживания, индивидуальные особенности, неожиданные потери, травматические ситуации могут блокировать развитие психики в определенных зонах.
И тогда человек, успешный и адекватный в одних сферах жизни. Вдруг обнаруживает, что в других сферах он придерживается нерациональных, мистических или архаических взглядов на жизнь. Эти открытия обычно происходят в процессе терапии, или в особых жизненных ситуациях.
Справедливости ради надо сказать, что детские ожидания в глубине души хранят почти все – поэтому мы испытываем детский восторг. Когда встречаем того, который понимает наши нужды с полуслова.
Но считать такие встречи нормой – значит обрекать себя на постоянные разочарования. Реалистичный взгляд на то, как устроены общественные отношения, помогает сохранить душевные силы и адекватный уровень доверия к людям.
Вежливость это: почему некоторым из нас так трудно выработать этот реалистичный взгляд?
И это несмотря на то, что возраст детства давно закончился? Потому что развитию психики, ее переходу от мира детских фантазий в мир взрослого реализма могут препятствовать внутренние конфликты. И постоянная фрустрация — отрицательные переживания неудовлетворенных потребностей развития.
Психика как бы «застревает» в этих переживаниях, и образуется порочный круг. Неспособность реалистично воспринимать окружающее вызывает фрустрацию, фрустрация затрудняет развитие способности к восприятию реальности.
Можно прожить всю жизнь в недоверии и озлобленности. Где краткие вспышки очарованности и надежды на исполнение желаний будут вновь и вновь сменяться горьким разочарованием.
Психотерапевтическая помощь состоит в том, чтобы создать условия, в которых психика пациента может выйти на путь развития. А не продолжать движение по малоприятному кругу, в котором несбывшиеся надежды сменяются воздушными замками новых ожиданий.
Обмен положительными эмоциями на статью: Вежливость это: может быть и лицемерие. Я вам-Благодарю, а вы пройдитесь по звездочкам!