Воспитание ребенка — это непростая задача, которая становится еще более сложной, когда малыш растет. С каждым годом его потребности, интересы и эмоции меняются, и родителям приходится непрерывно адаптироваться к новым вызовам. Так, почему чем старше ребенок, тем сложнее его воспитывать.
Первое, что делает воспитание малыша сложным
это его физическое развитие. Когда ребенок только начинает ползать или ходить, родители могут легко контролировать его перемещения и обеспечивать безопасность.
Однако с возрастом он становится все более активным и самостоятельным. Теперь родителям нужно постоянно следить за ним, чтобы предотвратить травмы или несчастные случаи. Это может быть как физически, так и эмоционально истощающим для родителей.
Второй аспект,
который делает воспитание старшего ребенка сложным, — это его психологическое развитие. Когда ребенок только начинает говорить, родители могут легко определить его потребности и желания.
Они могут предугадать, что будет утешить ребенка или вызвать у него радость. Однако с возрастом ребенка его эмоции становятся сложнее и не всегда прозрачными.
Он может испытывать страхи, тревоги, комплексы, и родителям нужно быть готовыми поддержать его и помочь пережить эти сложные эмоциональные моменты.
Третий аспект,
который делает воспитание старшего ребенка сложным, — это его социальное развитие. Когда дети малы, они обычно имеют ограниченные контакты и общаются только с родителями и близкими родственниками.
Однако по мере того, как ребенок растет, его социальные связи расширяются, он начинает ходить в детский сад или школу, общаться с другими детьми. И это может стать источником новых трудностей для родителей.
Так как им приходится помогать ребенку наладить отношения с другими детьми, развить навыки коммуникации и управления конфликтами.
Конечно, воспитывать ребенка любого возраста это большая ответственность и вызов, но по мере того, как он растет, эти вызовы становятся все более сложными. Однако не стоит отчаиваться!
Воспитание — это процесс, который требует постоянного обучения и приспособления. Вместе с ребенком мы также растем и развиваемся, и с каждым новым этапом жизни наших детей мы становимся все более опытными и уверенными в своих силах.
Примеры того, как справиться с этим
Воспитание ребенка: замечательный способ договариваться
Когда мы говорим о сознательном возрасте ребёнка (после 2 лет), есть реальная возможность договориться.
Уже и не вспомнить, как пришли к этому, мы открыли простой и замечательный способ договариваться. Который сводит недовольство ребёнка к минимуму, суть которого сводится к использованию независимого судьи (в нашем случае это таймер на электрической плите).
Итак, просит поставить его на кухонный шкаф, чтобы была возможность поизучать содержимое подвесных шкафов. Ведь там много интересного: макароны, крупы, бобы, соль, сахар, специи в стеклянных банках с крышками, зубочистки, спички, чай, орехи и много чего ещё.
Мы не сторонники ненужных запретов, с пониманием относимся к естественному проявлению ребёнком любопытства. Однако, если не ограничить время такого «исследования», это может затянуться надолго и стать обременительным для нас.
Чтобы достигнуть приемлемого для обеих стороны компромисса, договариваемся о 5-минутном ограничении и заводим таймер. Как оный запищал, — закрываем все ранее открытые ёмкости, ставим предметы на свои места и опускаем ребёнка на пол.
Поначалу небольшое недовольство после этого у малыша возникало, но быстро проходило. Так как всё по справедливости! И согласно предварительной договорённости. Вскоре и этого уже не возникает.
Метод работает отлично!
Или собираемся на прогулку, а у ребёнка, как обычно, другие планы (сегодня, например, просил помочь кувыркаться назад). Снова заводим таймер согласно оговоренному времени с пояснением, что после этого сразу одеваемся и идём гулять.
Метод работает. Причём, чем дальше, тем лучше, ребёнок принимает эти правила, часто сам определяя время на то или иное занятие.
Со сборами на прогулку возникают сложности и другого характера: от нас ничего не требуется, просто ребёнок хочет играть или носиться из одной комнаты в другую. Для нас, в общем-то, очевидно, почему так.
Дома хорошо, интересно, можно поиграть, побегать, попрыгать, почитать. Улица — это где-то там, а значит, непонятно и неопределённо. Зачем то, что есть сейчас, менять на то, что может быть где-то там?
При этом уже не помогают никакие пояснения, чем займёмся на улице. Получилось, как у А. Барто: «Думали мы, думали думали- придумали»… Если начинает играть игрушками, поясняем, что сейчас мы собираемся на прогулку, поэтому игрушки складываем и убираем, играть будем только по возвращении.
Воспитание ребенка: ребенку нужны зрители
Если просит «одну минуточку», соглашаемся (можем даже предложить две (или пять) минуты вместо одной. Понимаем, что одной ему явно недостаточно), включаем таймер, а далее, согласно договорённости.
Если просто носится из одной комнаты в другую, не реагируя на наши призывы одеваться, одеваемся сами, садимся и ждём в прихожей. Поначалу ребёнок продолжает бегать.
Однако ему нужны зрители («мама, посмотри») или участники (обращается с какой-то просьбой или призывом). Поясняем, что мы оделись, ждём его, играть или разговаривать пока не будем, сейчас у нас прогулка, всё остальное потом.
Надолго ребёнка, конечно, не хватает, приходит одеваться. Может, и не самый лучший вариант, но, на наш взгляд, лучше насильственного одевания, а ничего более интересного пока не придумали.
Что касается драк и кусания,
наш, скорее, не столько дрался или кусался, сколько не знал, как по-другому выразить свои эмоции (особенно где-то до 2 лет).
Например, мог укусить, когда его переполняли сильные положительные эмоции, наверное, так, как будто сильно-сильно обнимал. Поясняли, что это больно, и предлагали вместо этого крепко обняться. Через несколько месяцев прошло.
«Дрался» — это сильно сказано, просто разводил руки в стороны и хлопал по нам. Тактика примерно такая же, как и при кусании. Вроде бы тоже не закрепилось.
Недавно начал толкать малышей на детской площадке, помнится, когда мы были поменьше, ребятишки постарше точно так же поступали. А мы в ответ безмолвствовали, видимо, это стандартный этап развития ребёнка). Пока только объясняем, что не стоит так делать, поскольку это больно и обидно.
Воспитание ребенка: также из последних веяний,
лечь на улице, на спину и плакать, требуя своего (например, чтобы взяли на руки, хотя с собой есть коляска или самокат). Раза три такое случилось. Мы просто спокойно стояли рядом, без издёвки, без криков и ругательств, просто ждали, когда он опробует новый способ воздействия на родителей.
Я при этом время от времени предлагала ему помощь (руку), чтобы встать, и нейтральный вариант решения проблемы: «давай папа тебя на самокате повезёт». Минут через 5–10 соглашался и успокаивался.
Пока ограничилось несколькими такими случаями. Главное, не читать нотации, не издеваться («ну, вот, всё равно ведь… зачем тогда было…»). Вроде бы работает. Но самое любопытное в этой ситуации даже другое — реакция окружающих.
Кто-то поделится, что у него внук ведёт себя так же, кто-то предложит ребёнку пойти с ним. А кто-то поинтересуется у нас, какой это по счёту ребёнок (видимо, оценив наше спокойствие), поделившись, что их родители давно бы уже отшлёпали. Благо нам важно, чтобы такие ситуации не повторялись, а не мнение окружающих.
Итак, воспитание малыша — это сложная, но очень важная задача. Мы рассмотрели, почему чем старше ребенок, тем сложнее его воспитывать, и привели примеры того, как родители могут справиться с этими трудностями.
Помните, что каждый ребенок уникален, и нет универсальной формулы воспитания. Главное — это верить в себя как родителя, быть терпеливым, любящим и готовым развиваться вместе со своим ребенком.
Обмен положительными эмоциями на статью: Воспитание ребенка: с возрастом малыша сложнее его воспитывать. Я вам-Благодарю, а вы пройдитесь по звездочкам!
На сайте я делюсь жизненным опытом и поблагодарить легко! Пожертвование — cбор пожертвований физ. лицу осуществляется по т. 89607575766 (Альфа Банк) или через кнопку Ю-мани