Каждый родитель мечтает дать собственному ребенку все наилучшее. В чем же тогда причина того, что мы так различаемся в наших образовательных подходах? Почему мы слышим от наших родителей, которые уже являются бабушками и дедушками: «Мы вас этому не учили», «В наше время такого не было», «Не так ли?» Система ценностей это четыре ключевых C для ребенка.
Истина в том, что каждое поколение воспитывается в соответствии со временем, в котором они живут. Со стандартами, требующих определенных качеств человека. Чтобы этот человек был адекватным на рынке труда, чтобы создать подходящий дом и семью в каком-то сообществе.
И каждая семья имеет свою систему ценностей и строит свою повседневную жизнь и правила. В соответствии со своими возможностями.
В то же время у всех нас, как взрослых, так и детей, есть базовые потребности. Физические потребности хорошо известны — еда, вода, сон, укрытие. В соответствии с теорией Альфреда Адлера, существует четыре психологических аспекта.
И его последовательница Бетти Лу Беттнер систематизирует их. В очень подходящей для обычного читателя форме и называет
Система ценностей это «Четыре ключевых С»
Первое «C»
как Связь — каждый человек, независимо от возраста, от самого младшего ребенка до самого старшего мудреца, хотел бы быть частью сообщества. Семьи, группы детского сада, школы, рабочей среды и т. д.
Многие люди покидают определенную среду, потому что «она не их» или «они не чувствуют себя на своем месте». Чтобы чувствовать себя связанными, нам нужно чуткое отношение. С другой стороны — чтобы нас приняли, приветствовали такими, какие мы есть.
В то же время мы хотим знать правила. Вы чувствуете себя неуверенно при езде по дороге без дорожных знаков. Превышаете ли вы скорость, является ли это дорогой с односторонним движением. Припарковались ли вы в зоне ограниченного доступа….
Однако если появляются дорожные знаки, даже если нам не нравятся правила, мы уже чувствуем себя в безопасности.
Фактически, согласно теории Адлера, для того, чтобы быть связанным, нам нужна безопасность. Четкие правила и ограничения для допустимого поведения и четкие последствия за нарушение этих правил.
Каждый водитель заплатил штраф за какое-то нарушение, но это не мешает ему продолжать движение, верно? Это только дает ему четкое осознание того, что он является частью сообщества водителей. Где есть письменные правила, и их соблюдение необходимо. Чтобы оставаться его частью.
В противном случае он останется без прав и больше не будет водителем.
Второе «C»
как Способность — если продолжить метафору водителей, это приобретение навыков. Например, вряд ли кто-то научился парковаться с первого раза.
Наверное, каждый просил более опытного припарковать машину или «вытащить» ее из узкого места. Но со временем, как только человек почувствовал себя водителем — он уже принадлежит, связан с этой ролью. Он продолжает свое развитие и учится новому. Способности являются ключом к переходу к следующему C.
Третье «C»
как Ценность — знать, в чем наши сильные и слабые стороны. И иметь возможность смотреть на себя как на значимых и ценных существ. Не потому, что мы лучше всех или лучше, чем конкретный человек. А потому, что мы сами — например, хорошие водители и не очень хорошие повара.
Но тот факт, что мы не быстрее Шумахера, не мешает нам быть водителем. Каждый сможет внести свой вклад в свое общество своими сильными сторонами. Один будет человеком, который часто не забывает звонить, чтобы спросить, «как мы?».
Другой поможет нам с тяжелым багажом, третий посоветует нам, какое оборудование купить для дома. У всех разные дары, таланты, силы, и они ими ценятся. Ценность — это желание использовать наши способности в обществе, с которым мы связаны.
Четвертое «С»
как Смелость — последняя ступенька в подобной пирамиде потребностей. Невозможно добраться до него, если мы не поднялись на предыдущие три ступеньки.
Можете ли вы представить себе обгон машины на дороге с двусторонним движением. Если вчера вы получили права и даже не осмелились сказать, что вы водитель?!
Смелость — это уверенность в том, чтобы опробовать новые навыки. Не потому, что мы обязательно с ними будем иметь дело, а из-за опыта. Чтобы проверить себя, а не показать себя другим. Испытать что-то, а не добиться определенного результата любой ценой.
Система ценностей это, давайте в нескольких словах представим это через призму развития ребенка:
- Ребенок родился в его семье. Он плачет и ищет мать, чтобы та обняла его, нежно поговорила с ним. Покачала, пожалела — постепенно это происходит с отцом, бабушкой и дедушкой.
Ребенок уже связан с семьей, потому что он знает, что он находит там понимание, заботу, любовь. Он знает, что если ему понадобится значимая личность, он ее найдет.
Он также знает, что в этой семье есть определенные правила: «Когда мы что-то разбиваем, игра останавливается». «Когда мы кричим, мы не понимаем, что говорим» и другие.
- Ребенок растет. Он начинает ползать, ходит, хочет только сам налить воду, надеть обувь, выбрать одежду. Роль родителей — потратить необходимое время сначала на отработку навыка, а затем на эксперименты.
- Да, ребенок не сделает это быстро и идеально, Но он сделает это и будет гордиться собой. И за туфли, которые он поставил обратно, и за блузку вверх ногами, и за стакан воды, который он пролил 3 раза.
Но он приобретет способность — с одной стороны выполнять определенную деятельность. С другой — способность пытаться, повторять настойчиво и не сдаваться
- Теперь ребенок может наливать воду. Может, но он еще захочет напоить водой маму и папу. Вот ценность. «Я могу сделать то же самое для других. И это делает меня счастливым».
- «Я хочу сам» — говорит однажды ваш ребенок. И в этот день вы узнаете, что он вырос, и у вас все хорошо. Не потому, что вы совершенны, а потому, что вы эффективны! Эффективный родитель знает, что не всегда он будет нужен для каждого действия своего ребенка.
Потому что только связанный, способный, ценный и воодушевленный ребенок может захотеть заниматься чем-то самостоятельно. Без страха перед неудачей, с желанием учиться, испытывать, исследовать, творить, мечтать.
Над четырьмя ключевыми C работают сознательно, целенаправленно, медленно и терпеливо. Ничего не должно происходить любой ценой. Просто потому, что ребенок достиг определенного возраста и где-то говорится какие навыки он «должен» приобрести.
Когда ребенок чувствует себя на своем месте, он начинает делать следующие шаги. Также важно знать, что в любой новой среде, в которой находится наш ребенок. В яслях, саду, школе — он должен будет последовательно проходить эти этапы.
Он не всегда встретит людей, которые знают это, но когда он приобретет такой опыт дома, он станет более стойким. Более уверенным и способным противостоять жизненным бурям.
Обмен положительными эмоциями на статью:Система ценностей это: четыре ключевых C для ребенка. Я вам-Благодарю, а вы пройдитесь по звездочкам!