Маленький подрастающий человек, который только начинает жить в этом большом мире. Изначально во всем полагается на родителей. Они стремятся опекать и оберегать своего малыша. Часто даже пресекая детскую инициативу по самопознанию окружающей среды. Чего боятся дети: позвольте ребёнку ошибаться.
Каждый уважающий себя отец и любящая мать считают самостоятельные шаги своего ребенка по осязанию мира. Чуть ли не катастрофическими и недопустимыми. Но на самом деле свое, особенное, детское познание социальной среды очень ценно. И дает гораздо больше опыта подрастающей личности. Нежели то, которое происходит сквозь призму родительской опеки.
Каким образом ребенок познает все то, что его окружает?
Как раз именно методом проб и ошибок. Пресловутый кризис трех лет, который в возрастной психологии называется кризисом «я сам». Это та отправная точка, когда следует давать малышу чуть больше свободы.
Разумны те родители, которые по мере развития и возрастания постепенно уменьшают порции опеки. И дают ребенку больше свободы. Тот опыт, который он получает путем собственных проб и ошибок гораздо более ценный и запоминающийся. По сравнению с тем, который осторожно преподносится родителями на блюдце с голубой каемочкой.
Хорошее подкрепление для метода проб и ошибок, родительский метод поощрения и наказания. Если ребенок допустил в чем-то ошибку – наказание. Исправил ее – достойное поощрение. Однако у такого метода есть много издержек. К примеру, ребенок намеренно начинает «работать» только на поощрение. Потому им не стоит злоупотреблять.
Стоит позволять делать ребенку собственные ошибки. Гиперопека еще никому не была впрок. Дети, которых в детстве чрезмерно опекали родители. Вырастают зависимыми и боязливыми личностями.
Во взрослой жизни человек, который в детстве всему обучился через щит родительской заботы и помощи. Может постоянно нуждаться в сторонней поддержке.
Совсем не страшно, если несколько детских ошибочных проб сначала не дадут нужного результата. Но зато малыш постепенно осознает что и к чему сам. Приобретет ценные крупицы жизненного опыта собственноручно. Позволяя ребенку больше, родители изначально закладывают благодатную почву. Из которой произрастает самостоятельная, независимая, волевая личность.
Чего боятся дети
Страх и тревога сопровождают человека практически с рождения. Это что-то естественное в жизни каждого, потому что каждый чего-то боится. Однако все переживают тревогу и страх по-разному. В случае с ребенком важно поговорить с ним о том, из-за чего он переживает, чего он боится.
Что такое страх?
Страх — это врожденное поведение, это своего рода предупреждающий сигнал. Он нужен человеку для того, чтобы тот мог реагировать на сложные ситуации. Возникающие в его жизни. С помощью страха человек может защищаться, искать убежище или помощь. Дети учатся испытывать страх, наблюдая за поведением других людей, особенно своих родителей.
Важно помнить, что тревога заразительна. И боязливые родители передают свои страхи следующему поколению. Страх — это внутренний процесс, который существует только в уме или воображении.
Это не реакция на текущее событие. Чтобы страх возник, ребенку пришлось пережить какую-то сложную ситуацию. Которую он вспомнил. Как следствие, само представление о том или ином событии вызывает у него страх.
Слишком много беспокойства
Длительное переживание тревоги лишает ребенка возможности нормально функционировать. И во многих случаях это основной механизм психических расстройств. Ребенка блокируют страхи.
Его жизненная энергия используется для преодоления напряжения. Возникающего из-за страха на повседневной основе. А не для исследования мира, игр. Приобретения новых навыков и знаний и развития собственных интересов. Поэтому ребенка нужно оградить от лишнего беспокойства.
Есть уровень страха, который разрушает и дезинтегрирует личность. В случае ребенка неадекватный уровень тревожности может полностью заглушить деятельность ребенка. И начать доминировать в контактах с миром. Препятствуя развитию маленького человека.
Постоянное и сильное беспокойство приводит к истощению. Что снижает иммунитет ребенка и вызывает частые заболевания.
Польза тревоги
Однако тревога также может играть позитивную и творческую роль в жизни. Если ее интенсивность не чрезмерна. В правильной дозе, насколько это возможно, она нужна ребенку. Потому что она мобилизует физические и умственные силы. Помогает усвоить моральные нормы. Повышает способность к сопереживанию другим. И защищает от неудовлетворенных потребностей.
Когда сложные ситуации успешно преодолеваются, у ребенка развивается положительная самооценка и самоудовлетворение. Поэтому важно поговорить с ним о его переживаниях. О том, чего он боится и чего тревожится.
Проявление страха
Страх, который испытывает ребенок, отражается на его поведении. Эти симптомы сильно различаются. У одних детей это проявляется в форме агрессивного поведения. У других страх проявляется в виде замкнутости, застенчивости. Бездеятельности и инициативы, или апатии.
Также могут появиться единичные симптомы. Такие как боль в животе или головная боль. Рвота, беспокойный сон, непроизвольное мочеиспускание. Скрежетание зубами, нервный смех, проблемы с речью. Кусание ногтей, раздражительность, гнев или плаксивость, чрезмерное напряжение мышц и т. д.
Необходимое условие развития
Многие страхи появляются на определенных этапах развития ребенка, а затем приходят в норму. Чтобы правильно развиваться, ребенок должен пройти определенные стадии беспокойства. Ведущие его к соответствующей адаптации к миру. Когда он показывает себе и другим, что эти страхи преодолены. Вопрос, чего боятся дети, для него решен.
В каждом возрасте они свои. Например, в двухлетнем возрасте появляются различные звуковые (поезд, пылесос) или зрительные (темные цвета и крупные предметы) страхи. Пятилетний ребенок боится мирских вещей (синяки при падении с велосипеда) и темноты. И того, что мама не придет домой. Дети вырастают из этого страха и переходят к следующему периоду развития.
Источники беспокойства в семье
Причины беспокойства у ребенка могут быть самыми разными. Многие из них связаны с семейным окружением. Очень часто источником беспокойства становится домашняя атмосфера. Полная конфликтов и ссор, в которой ребенок не чувствует себя в безопасности.
Кроме того, отказ родителей от эмоциональной близости к ребенку «Уходи, не обнимайся, я не люблю тебя, потому что ты плохо себя вел!». Это снижает детскую уверенность в том, что их любят. И становится источником беспокойства, очень сильного и негативного.
Во многих семьях также используется запугивание детей. «Берегитесь, Баба Яга вас похитит! Если вы не перестанете, этот господин заберет вас!» — в качестве воспитательного метода.
Тогда начинает работать воображение ребенка. И последствия оказываются весьма серьезными. Появляется неуверенность в себе и других. Неопределенная тревога, отсутствие радости, страх при принятии решений, недостаток веры в успех.
Строгое отношение к ребенку со стороны родителей. Установление высоких требований. Особенно это относится к школьным требованиям. Они заставляют ребенка чувствовать, что его действия никогда не будут слишком хорошими. Чтобы удовлетворить родителей.
Это сопровождается страхом потерять любовь родителей. Тогда как у ребенка должна быть неизменная уверенность в безусловной любви родителей к нему. Независимо от того, что и как он сделал.
Чрезмерно снисходительные родители, которые не предъявляют никаких требований к ребенку. И не устанавливают ограничений в отношении того, что можно и чего нельзя делать. Они формируют у ребенка чувство, что он должен контролировать себя. Учиться жить и справляться с возникающими проблемами. Что заставляет его терять чувство безопасности.
С другой стороны, чрезмерно опекающие родители поощряют у ребенка чувство беспомощности перед лицом жизненных ситуаций. Потому что они пытаются защитить ребенка от всего. Тогда ребенок не научится справляться с препятствиями и трудностями в жизни.
Чего боятся дети: позвольте ребёнку ошибаться. Устранение страхов
Родителям важно проявлять терпение. И постараться понять ребенка и его страхи, разговаривать с ним. Нельзя высмеивать то, что его тревожит, и смущать перед другими.
Также нельзя наказывать ребенка за то, что он испугался. Позвольте детям работать над своими страхами. Например, чтение сказок и легенд, герои которых сталкиваются с различными трудностями. И преодолевают свои слабости. Это может помочь в преодолении детских страхов.
Родители могут помочь своему ребенку преодолеть тревогу самостоятельно. Но они должны быть рядом с ними и поддерживать их. Также важно сослаться на свой собственный опыт в этой области. Не заставляйте ребенка столкнуться с тревожной ситуацией, когда он к ней не готов.
Однако когда родитель как-то действует и пытается помочь. А ребенок все равно продолжает страдать от беспокойства. Рекомендуется помощь специалиста
Обмен положительными эмоциями на статью: Чего боятся дети: позвольте ребёнку ошибаться. Я вам-Благодарю, а вы пройдитесь по звездочкам!